Эффективная организация борьбы с преступностью уже не мыслится без использования криминологических знаний и участия подготовленных специалистов − криминологов. Их помощь необходима при управлении процессами, в законотворческой и правоприменительной деятельности для минимизации криминогенных рисков.

Глубокое понимание природы преступности, осознание причин и условий совершения преступлений, специфики личности, совершающей преступления и механизма индивидуального преступного поведения необходимы для успешной профилактической деятельности по недопущению возрастания преступности. Наличие криминологических знаний облегчает работу по выявлению уже совершенных преступлений, способствует успешному выявлению лиц, совершивших преступление, правильно определить меру наказания каждого из них и определить эффективные пути и средства их исправления. Криминологическая подготовка будущих юристов вооружает их необходимыми навыками анализа информации о преступлениях и правонарушениях, формирует способности к проведению качественного анализа криминогенной ситуации в регионе, к проведению самостоятельных прикладных криминологических исследований, к организации взаимодействия между различными службами осуществляющими профилактическую работу, а также выработке обоснованных научных прогнозов изменения преступности, планированию работы по её предупреждению.

За относительно долгий период произошли существенные изменения в политическом и социально-экономическом положении страны, в тенденциях преступности, в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, в учете преступлений, в организации правоохранительных органов, в судебной и пенитенциарной практике, что естественным образом отразилось и на содержании учебной программы по криминологии.

Овладение криминологическими знаниями обеспечивается сочетанием различных форм и методов обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная подготовка.

Практическая направленность криминологии проявляется в научно-методологическом обеспечении создания программ борьбы с преступностью, осуществления мероприятий по предупреждению преступлений, внесения изменений и дополнений в законодательство, проведения криминологической экспертизы законопроектов и нормативных правовых актов.

Изучение учебной дисциплины «Криминология» имеет целью выработать у студентов криминологическое мышление, сформировать научно-обоснованные взгляды на преступность как на негативный объективно обусловленный социальный процесс, который общество и государство должны сдерживать, чтобы не допустить нарушения условий их нормальной жизнедеятельности, а также дать студентам знание о «стратегии» воздействия на преступность в современных условиях, подготовить их к компетентному решению профессиональных проблем.

Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:

-                         дать студентам знания об основных проблемах отечественной и зарубежной криминологии, ее предмете;

-                         сформировать знания о наиболее значимых экономических, социально культурных, социально-психологических, этических и политических обстоятельствах общественной жизни, которые влияют на воспроизводство преступлений, либо препятствуют ему;

-                         выработать у студентов навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения, организации и осуществления профилактической деятельности, использования современных методик для реализации этих задач.

В результате изучения учебной дисциплины «Криминология» формируется следующая специализированная компетенция:

СК-14. Прогнозировать тенденции преступности и планировать меры по ее предупреждению, выявлять и устранять причины и условия преступлений

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

-          сложившиеся в науке представления о природе преступности, концепции и парадигмы криминологического знания;

-          основные количественные и качественные показатели преступности, механизмы преступного поведения;

-          мировые, региональные и республиканские тенденции преступности в настоящее время;

-          основные этапы развития криминологической мысли и современные направления криминологической теории;

-          границы возможного воздействия на преступность, реальные средства, которыми располагает общество для организации и осуществления контроля над преступностью, роль и место карательных и некарательных средств противодействия преступному поведению;

-          систему предупреждения преступлений, основные направления деятельности её субъектов в Республике Беларусь, позитивный зарубежный опыт предупреждения преступлений;

-           возможности использования криминологических знаний в профессиональной деятельности;

-          международный опыт воздействия на преступность.

уметь:

-     использовать методы эмпирических криминологичексих исследований;

-     анализировать криминальные процессы и явления;

-     устанавливать взаимосязь между социальными процессами и преступностью;

-     анализировать статистические данные и объективно оценивать криминологическую ситуацию на всех уровнях, в различных сферах, в отдельных социальных группах;

-     определять степень криминогенности конкретных социальных явлений, событий и процессов;

-      использовать знания специфики личности преступника для правильного решения профессиональных и научных задач;

-      осуществлять самостоятельный сбор и обработку криминологической информации по конкретной проблеме;

-     применять основные методики прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения;

-     разрабатывать предложения по совершенствованию правоохранительной деятельности;

-     организовывать взаимодействие с органами государства, общественными организациями и институтами общества по профилактике преступлений на обслуживаемом участке работы;

-      использовать криминологические знания для сведения к минимуму вероятности стать жертвой преступления и вероятности стать случайным преступником.

владеть:

- навыками проведения эмпирических криминологических исследований,

- навыками сбора и обработки эмпирической информации,

- навыками обработки статистических данных,

- навыками планирования деятельности по профилактике преступности,

- навыками индивидуальной профилактики.