Модуль 1. Политическая экономия
Тема 1.1. Предмет и метод политической экономии
Тема 1.2. Базовые понятия политической экономии, экономические законы и
категории
Тема 1.3. Измерение и оценка экономики
Тема 1.4. Международные экономические отношения и национальная
экономическая безопасность
Модуль 2. Экономическая и политическая системы общества
Тема 2.1. Общественно-экономические формации и их исторические формы
Тема 2.2. Модели социально-экономических систем и роль государства в их
формировании
Тема 2.3. Политические системы и экономическое развитие
Модуль 3. Геоэкономика и геополитика
Тема 3.1. Базовые категории геополитики
Тема 3.2. Глобализация и международная регионализация
Тема 3.3. Тенденции развития современного миропорядка
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ»:
социальных, экономических и политических явлений и процессов, происходящих в
белорусском обществе и мире под воздействием внутренних политико-
экономических факторов и трансформации глобальной социально-экономической
среды и современного миропорядка;
•стимулирует развитие критического мышления;
•способствует овладению навыками анализа и оценки политико-экономической
ситуации, разработки и принятия управленческих решений в профессиональной
деятельности, осознанному выбору моделей политико- экономического поведения в
повседневной жизни.
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ» ЯВЛЯЕТСЯ :
- формирование у обучающихся системного глобального политико-экономического мышления,
- развитие способности критического анализа и комплексной оценки геополитической, идеологической и социальной информации в её взаимосвязи с экономическими процессами,
- формирование практических навыков для решения проблем национальной и экономической безопасности с использованием современных механизмов выявления, нейтрализации и предотвращения угроз и рисков для общества, государства, хозяйственных субъектов,домашних хозяйств и индивидов.
«СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ» ЯВЛЯЮТСЯ :
- понимание особенностей политической экономии как науки, ее места в системе гуманитарного знания, взаимосвязи с иными социальными и гуманитарными науками;
- овладение методологией и усвоение навыков анализа макроэкономических показателей, оценки состояния и тенденций развития национальной экономики в глобальной политико-экономической среде;
- формирование целостного представления об основных формах международных экономических отношений, процессах международной экономической интеграции и регионализации;
- постижение важнейших принципов функционирования экономической системы общества, её взаимосвязи и взаимообусловленности с политической системой и геополитическими отношениями;
- понимание роли и новых функций государства в современной экономике, усвоение содержания базовых категорий геополитики, целей, задач, эффективных методов и экономического инструментария обеспечения национальной безопасности;
- овладение навыками критического анализа социально-политических и экономических процессов, ключевых тенденций развития современного миропорядка;
- осмысление особенностей белорусской социально-экономической модели, её места и роли в глобальной мировой политико-экономической среде.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННАЯ
ПОЛИТЭКОНОМИЯ» ФОРМИРУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ
КОМПЕТЕНЦИИ:
- универсальные:
способность анализировать экономическую систему общества в ее динамике, законы ее функционирования и развития для понимания факторов возникновения и направлений развития современных социально-экономических систем, их способности удовлетворять потребности людей, выявлять факторы и механизмы политических и социально-экономических процессов, использовать инструменты экономического анализа для оценки политического процесса принятия экономических решений и результативности экономической политики;
- метапредметные:
способность давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом;
владение навыками творческого использования полученных социально-экономических, политических и геополитических знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни;
сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность и другие мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые качества.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:
знать:
❖понятие, сущность, структуру экономики как неотъемлемого компонента социума, предмет и метод политэкономии как науки;
❖экономические законы и современные закономерности;
❖методы измерения и оценки состояния национальной экономики;
❖основные экономические формации, виды экономических систем общества и политического устройства национальных государств;
❖базовые категории и понятия современной геополитики и геоэкономики;
❖современные трактовки глобализации и регионализации, закономерности политико-экономических процессов в глобальной экономике;
❖современные глобальные и региональные вызовы и угрозы;
уметь:
пользоваться учебной, научной, справочной литературой и статистическими данными в сфере современной политической экономии и геополитики;
анализировать и оценивать на основании статистических данных состояние национальной экономики, её место в системе глобальных политико-экономических отношений;
критически оценивать политическую и экономическую информацию;
выявлять и трактовать ключевые тенденции трансформации существующего миропорядка;
анализировать различные политико-экономические ситуации и экономические интересы участников международных отношений, противоречия мировой экономической системы, а также возможные варианты их разрешения;
выявлять внутренние и внешние угрозы, а также провести комплексную оценку экономической безопасности (национальной, региональной, отраслевой, на уровне хозяйствующего субъекта);
разрабатывать мероприятия по предотвращению наступления опасностей и угроз экономической безопасности (национальной, региональной, отраслевой, на уровне хозяйствующего субъекта);
владеть:
понятийным аппаратом;
навыками адаптации к новым ситуациям социально-профессиональной деятельности, реализации накопленного опыта и своих возможностей;
навыками критического мышления, категориальным аппаратом и методологией политико-экономического анализа;
междисциплинарным подходом к выявлению и анализу политико-экономических проблем;
навыками самостоятельного и творческого использования полученных знаний в области политической экономии.
- Учитель: Скопьюк Вероника